"Ибо удел правдивых - ненависть черни" (с) AN (aryan_nigga) wrote,
"Ибо удел правдивых - ненависть черни" (с) AN
aryan_nigga

Category:

Путевые заметки. Махачкала – Владикавказ – Казбеги – Батуми – Айдер – Карагёль.

Желание отправиться в Турцию на собственном авто зародилось у меня давно, но в более-менее четкий план оно оформилось пару недель назад, когда я ясно осознал, что мне необходима определенная встряска в хорошем смысле слова.
Как обычно в таких случаях, я начал штудировать профильные форумы, сайты и блоги, дабы уяснить, куда, как и на какой срок стоит ехать. В результате полученной полезной информации я наметил примерный план действий.
Цели поездки определены – это Айдер и Борчка, живописные места, расположенные в турецких провинциях Ризе и Артвин соответственно.
Первым делом – автомобиль. Проводим внеплановый техосмотр, заменяем расходники, масло и все такое. Эксперт уверяет, что машина готова. Что ж, отлично.
Далее, приступаем к оформлению страховки для поездки за рубеж. Для поездки в Турцию необходимо либо оформить «Зеленую карту» в любой страховой компании, либо непосредственно на турецкой границе при въезде. Второй вариант, как уверяют бывалые путешественники на форуме «Край земли», более затратный. Тем не менее, в субботу ни одна страховая компания в Махачкале не работала, поэтому выбора не было. Грузинскую страховку можно оформить не выходя из дома на сайте https://www.tpl.ge/ru, что является наиболее дешевым и простым способом. Полис обошелся мне в 814 рублей.
Изучаем погоду в Ризе и Артвине. Судя по прогнозам, там беспрерывные дожди с небольшими прояснениями. Обидно? Ничуть. Иду в «Спортмастер», трачу накопленные бонусы вместе со сбережениями на покупку китайского дождевика (оправдал себя на 100%). Ботинки для горного туризма у меня уже имелись к тому времени.
Фотоаппарат (куда же без него). Беру с собой три полностью заряженных аккумулятора, зарядку и пауэрбанк. Объектив – стандартный зум Fujinon 18-55mm. Одолжил у доброго человека шикарный штатив Manfrotto.
Собираю аптечку и съестные припасы. Упаковка из 15-ти бутылочек питьевой воды тоже явно нелишняя. Все, теперь спать.
Утро. Выезжаю из дома в 6.30 утра, заливаю полный бак бензина и газа на АЗС VNK.  До Владикавказа доезжаю где-то за 4 с небольшим часа, на АЗС «Лукойл» еще раз заполняю газовый бак. Стакан кофе с булочкой, визит в мечеть Мухтарова (красивое здание в красивом месте), дальше по курсу – Верхний Ларс.
Памятуя предыдущий опыт, я заранее готовился потерять энное количество нервов на границе. Отзывы форумчан о скорости прохождения через КПП также не внушали никакого оптимизма. Однако, чудеса случаются – переход через российскую границу занял чуть менее 30 минут. Прекрасно. Едем в Сакартвело. На грузинском КПП пробка – вопреки ожиданиям, дело идет довольно медленно.
Наконец, моя очередь. К моей машине приблизился грузинский полицейский, попросил документы и сдал их сотруднику в окошке.  Как мило, подумал я, даже выходить не надо. Оказалось, я чем-то не понравился служителю правопорядка, и он хотел пробить мои данные с особой тщательностью. Не найдя ничего интересного, он сказал, что мне надо пройти в 77 кабинет в здании погранслужбы, а до тех пор мои права останутся у него. Что ж, спорить бессмысленно. Нахожу вышеуказанный кабинет, вальяжный сотрудник неизвестной мне спецслужбы задал несколько вопросов общего характера и сказал, что я могу идти, что я и сделал. Однако, остановившего меня копа такой расклад явно не устраивал, и он направил меня в другой кабинет, где я проторчал, в общей сложности, около часа, отвечая на однотипные повторяющиеся вопросы касаемо моих ФИО, места работы и т.д. Итог: свободен. Забираю права, получаю въездной штамп в паспорте и снова в путь.
Качество асфальтового покрытия Военно-Грузинской дороги неуклонно растет. Чувствуется, что власти уделяют ей внимание. На протяжении всего пути ни разу не поймал никакой ямы, а это что-то да значит. Окружающие пейзажи великолепны. Близ Гудаури остановка – надо пофоткать виды со смотровой площадки. Замечаю множество туристов из России, Европы, США, арабских стран. Дальше топим без остановки до Натахтари, после чего сворачиваем на автобан, ведущий в Батуми. Разрешенная скорость на автобане – 110 км/ч, что в понимании грузинских водителей эквивалентно 150-160 км/ч. Сворачиваем с автобана в сторону Зестафони, потом доезжаем до Кутаиси, и тут начинаются приключения: многочисленные развязки на грузинских автодорогах попросту неизвестны искусственному интеллекту Google.Maps и Навитела. В чем это выражается? К примеру, навигатор указывает, что надо повернуть налево, а левого поворота в этом месте в принципе нет. Начинается лихорадочный пересчет маршрута на еще более невероятный вариант. Дорожные указатели тоже далеко не всегда соответствуют действительности: стрелка указывает направление на Батуми, сворачиваем туда, а там шикарный автобан… перегороженный бетонными блоками. Как быть?? Все верно.
Полиция! На помощь!!!
Полицейские машины на грузинских автодорогах видны издалека, так как в ходе дежурства на них постоянно работают проблесковые маячки.  Нахожу машину, подхожу с вопросом: «Как проехать в Батуми?». Полицейский дяденька с колоритнейшим грузинским акцентом объясняет: «Да не слушайте вы эти навигаторы, и на автобаны не заезжайте. Возвращайтесь в Кутаиси и езжайте по старой дороге, она ведет прямо в Батуми». Я внял совету. Спустя 4 часа – профит!
К тому моменту я уже порядком вымотался, время показывало около 2.30 am, поэтому делаю вынужденную остановку на ночь в батумской гостинице «Леон».
Утро. Подъем. Выезд в город, завтрак (больше похожий на обед) в кафе «Рандеву». Если что, рекомендую. Выезд в сторону границы. Дорога без проблем, в приграничном населенном пункте Гонио замечаю газовую заправку с турецким названием Aygaz (мой газовый бак опустел в ходе лихорадочных метаний по автобанам), решаю заправиться. Пожилой заправщик говорит, что газа нет (не успели разгрузить российский корабль). Что ж, мы легких путей не ищем – заправляться придется в Турции. По пути к границе замечаю АЗС «Лукойл», заполняю на ней опустевший на четверть бензобак. Это последняя АЗС по направлению к границе. Спустя пару минут заезжаю на территорию КПП. Прохожу погранконтроль, таможенный досмотр (последний – больше   формальность), выезжаю с грузинской территории, дальше – стопор. Турецкий таможенный (или пограничный) терминал находится в стадии реконструкции, работает только одно окно, как следствие – очереди. Ждем. Спустя полтора часа я заезжаю на турецкий КПП. Усатый турок в таможенной форме объясняет мне жестами и международными словами «Багаж контроль». Я открываю багажник, подходит второй сотрудник. Их внимание привлекает чехол со штативом внутри. Спрашивают, что это, отвечаю, что,  мол штатив.
- Ты что, знаешь турецкий? – удивился таможенник.
- Да, знаю.
- А откуда ты вообще?
- Из Дагестана.
- Так ты же наш! – широко улыбается таможенник, и я выражаю согласие с ним.
На этой дружелюбной волне я провез на территорию Турции строго запрещенный к ввозу и использованию на ее территории прибор, сиречь радар-детектор.
Далее – пограничный контроль. Девушка за стойкой показывает, где оформить обязательную страховку на авто. Направляюсь туда, выписываю полис за 250 турецких лир (или 2698 рублей), что на какие-то пару сотен рублей дороже российской «Зеленой карты» - инфляция в Турции сыграла мне на руку. Возвращаюсь на КПП, получаю штампы в паспорт и на полис, выезжаю с территории КПП на трассу. Еду (нет, мчусь) в сторону города Ардешен, где, согласно карте, находится нужная мне развязка.
Впечатление от езды по турецкой трассе – супер. Останавливаюсь у первой же заправки – ей оказывается опять же «Лукойл». Заливаю полный бак газа за 214 лир (2310 рублей). Этого мне хватает на все последующее время пребывания в Турции. Доезжаем до Ардешена, развязка, едем в Айдер по шикарной асфальтовой дороге, наслаждаясь пейзажами.
Первый пункт прибытия – горный курорт Айдер. Расположен на высоте 1350 м над уровнем моря. Абсолютно зеленая местность (из деревьев преобладают ель и бук), верхушки гор упираются в облака, леса «дымятся» туманом, в целом, атмосфера почти мистическая, весьма напоминает «Твин Пикс» первых двух сезонов. Сходство усиливается также и за счет многочисленных строений из сруба. Описывать словами долго не буду, скажу вкратце – шикарное место из разряда must see. Дальше расчехляется фототехника, начинается фотоохота. Фотографировать хочется все и постоянно. Место ночлега – отель-бутик «Букла Оберж», здание из сруба с текущей из крана экологически чистой водой, которую я пью с удовольствием.
Утро. Подъем. Завтрак включен в стоимость проживания, погода подговаривает завтракать на свежем воздухе, сопротивляться даже не думаю, кушаю подсушенный хлеб, оливки, сыр, колбасу и т.п. В 8.30 снимаемся с якоря. Направление – соседняя провинция Артвин, национальный парк Карагёль, где расположено одноименное озеро. По пути заезжаю в городок Борчка, чтобы разменять валюту. Степенные турецкие агалар, сидящие на улице со стаканами чая в руках, с любопытством поглядывают на странноватую машину с еще более странными номерами. Размениваю деньги в ювелирной лавке, потом без остановки доезжаю до Карагёля.
По прибытии начинается ливень, и я расчехляю китайский дождевик. До озера надо топать пешком сквозь лес, что я и делаю. Атмосфера леса пробуждает детские воспоминания и впечатления от прочитанных когда-то английских сказок.  Вскоре дождь прекращается, и наступает полная безмятежность. Вид на озеро великолепен. После пары часов прогулки и фотоохоты выезжаем обратно в сторону Грузии.
Дальше все как обычно – выстаиваю очередь на турецкой стороне, протискиваюсь через КПП, через 50 метров – грузинский пограничный пункт, прохожу и еду дальше. Подъезжаю к Гонио, останавливаюсь на уже знакомой заправке Aygaz. Заправляю 40 литров газа за 60 лари (1627.36 руб.), этого мне хватает аж до североосетинского села Чми.
Ужин в Батуми все в том же кафе «Рандеву». Качество блюд выше всяких похвал. Внезапно возникшее разногласие между навигацией Навитела и Гугла привело к небольшой задержке (пришлось поколесить по захолустным местам, самое страшное – Mayakovsky street). В итоге дорога все-таки нашлась, а там и скоростной автобан.  Дальше – импровизированный сон в населенном пункте Надибани, что недалеко от Гудаури. Температура – 5 градусов. Ранним утром снова в путь. Завтрак в Степанцминде (бывший Казбеги) по туристическим расценкам (все очень вкусное и свежее). Попутно наслаждаюсь видами заснеженной вершины Казбека, озаренной утренними лучами. Далее – граница. Чудеса продолжаются: прохождение обеих границ – грузинской и российской – занимает… 13 минут.  Снова ВЛадикавказ, снова та же АЗС "Лукойл". Далее - трасса М-29, борьба с большегрузами на двухполосках. Куча обгонов. Итог: в Махачкалу прибываю около 14.20.
Подытоживая, могу уверенно сказать: черноморское побережье Турции стоит того, чтобы вернуться туда. Но это уже совсем другая история (с).
Tags: karadeniz, Айдер, Грузия, Кавказ, Турция, автопутешествие
Subscribe

  • Коротко об обычаях.

    Наличие у народа бессмысленных, необъяснимых с точки зрения здравого смысла обычаев свидетельствует об отсталости и неразумности данного народа. И…

  • Продолжение

    Посты сняли. Надо сказать, я по ним уже соскучился. Ибо... Сами понимаете. Так или иначе, дагестанский "карантин" - однозначно, самое…

  • Фрустрация

    Проведенный мной рандомный опрос группы из четверых граждан США (возрастной разброс 24-30 лет) показал следующее: 1) Ни один из них не знает сериала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments